ДНЕВНОЙ ЭКСПРЕСС

Вышел в эфир 7 марта 2003

П.Ч. Добрый день, уважаемые телезрители. В эфире "Дневной экспресс". В студии Полина Чехова. Во-первых, я хочу поздравить всех женщин с наступившим уже днем 8 марта. И специально для вас сегодня в нашей студии вас ожидает большой подарок. Творческая встреча, но не с актерами, а со спортсменами. Позвольте, я прямо сейчас представлю наших гостей. Евгений Плющенко, чемпион мира по фигурному катанию и его тренер Алексей Николаевич Мишин, заслуженный тренер Российской Федерации по фигурному катанию. Добрый день. Здравствуйте. Имеет смысл, наверное, начать со старшего, Алексей Николаевич, и все-таки поздравить в вашем лице или от вашего лица женщин.

А.Н.М. Думаю, это будет правильно. И мы с Женей присоединяемся к этим поздравлениям. Желаем всего хорошего нашим женщинам, здоровья, счастья, любви, весны, всего того, что они хотят иметь.

П.Ч. Женя, ну ладно, с вами мы тогда попозже разберемся по части поздравлений. Я хочу вспомнить 1 марта. Вы стали победителем финала. Получили финал Гран-При. Абсолютно все, кто прежде видел ваш номер на музыку Игоря Корнелюка, в общем-то, задавал себе вопрос: "Почему именно эта композиция?" Никто не спорит, что она яркая, удивительная, но такая знаковая, да, в определенном смысле. Почему была выбрана именно эта композиция? Или, может быть, Алексей Николаевич посоветовал?

А.Н.М. Я бы начал ответ на этот вопрос. Дело в том, что, вообще, думали несколько, было несколько версий на старте сезона, было несколько версий музыкального сопровождения произвольной программы. Ну вот, и начали уже делать на другую музыку. Женя говорит: "Что-то я не чувствую". Вот включает музыку Корнелюка, чувствует! "Эта музыка меня ведет". И он ее нашел. Он ее просто слушал как-то так, для фона. А она присоединилась, создала плацдарм для хорошей мощной произвольной программы.

Е.П. На самом деле, получилось так, почему мне понравилась музыка. Я смотрел несколько раз "Бандитский Петербург", сериал. И потом, так получилось, что после Чемпионата Мира меня пригласили в Америку на 4 месяца. Выступать в таком туре, в показательных выступлениях 4 месяца. И там я случайно зашел в магазин и купил музыку "Бандитский Петербург" Корнелюка. И в автобусах, когда мы ездили… а мы ездили очень часто, и летали, и ездили на автобусах, по 7 часов по всей Америке. Мы слушали с ребятами эту музыку. И вот такая была ностальгия по России, вот. Что я приехал, и мы встретились с Алексеем Николаевичем, и я сказал, что мне эта музыка очень нравится и нам надо сделать произвольную программу.

П.Ч. Алексей Николаевич, вы как тренер и большой, в общем, спортсмен, скажите, пожалуйста, это очень важно эмоциональное состояние спортсмена, когда он работает номер? Все-таки, фигурное катание - это спорт, безусловно, но в нем есть не только элемент искусства, да? Мне кажется, искусства и спорта, здесь 50/50. И эмоциональный градус, с которым выходит спортсмен, он очень важен. Или, в принципе, техничность может взять верх, и здесь подвижность внутренняя не столько важна? Вот то о чем Женя говорил: нравится/не нравится.

А.Н.М. Знаете, были чемпионы, и чемпионы мира, у которых тот градус, о котором вы говорите, был представлен очень слабо. Но эти чемпионы не вошли в историю фигурного катания. А были спортсмены, которые не стали чемпионами, но которые благодаря вот этому градусу, благодаря такому своеобразному художественному видению мира, они не стали чемпионами высокого ранга. Но они вошли в историю. Кренстон, Бобрин, Овчинников. Эти имена, наверное, являются теми символами, которые это художественное начало… у которых это художественное начало является краеугольным камнем их творчества. И Женя из тех спортсменов, один из немногих спортсменов, прошлого и настоящего, которые, для которых вот этот эмоциональный настрой, художественное видение мира является основой, не только для создания образов, но даже и для качественного выполнения других элементов. Потому что, высокий уровень эмоционального настроя, он друг и технического компонента.

П.Ч. Но, все-таки, помогает?

А.Н.М. Конечно. Основа. Для него это основа. Включаешь другую музыку, он говорит: "Не чувствую". Чувствую/не чувствую. А это важно. Чувствует - идет. Не чувствует - стопор.

П.Ч. Женя, вот трибуны. Вообще, вы танцуете, как правило, под непрерывный вой и рев трибун. Если мы говорим о каких-то коллективных игровых видах спорта, как-то, футбол, хоккей, и так далее, то очень важно игрокам чувствовать мощную энергетическую поддержку своих болельщиков. Когда работаете вы и чувствуете, что практически через несколько метров от вас стена обожания, понимания, любви. Или наоборот, если мы говорим там о ваших конкурентах, которые танцуют с вами же на этом льду и выходят несколькими минутами позже или раньше. Для вас это важно или для вас это не имеет никакого значения?

Е.П. Вы знаете, для меня это важно, потому что, когда ты выходишь…

П.Ч. Поддержка?

Е.П. Да, поддержка. Безусловно, поддержка это…очень важно именно для меня, не знаю как для других. Потому что я общался с другими ребятами, они говорят: "Ну вот, хлопают/не хлопают. А я вот сконцентрировался на себе, и все". Я все вижу, все слышу. И мне приятно, когда болельщики, зрители хлопают и помогают мне. Я вместе с ними тогда начинаю кататься, танцевать.

П.Ч. У вас же есть хореограф? Хореограф отдельно от тренера существует в танцах?

А.Н.М. Вы знаете, на уровне высоких достижений очень трудно разделить хореографа, тренера, спортсмена, потому что все трое являются соавторами. И я, пользуясь случаем, пользуясь вашим удачным вопросом, хочу вспомнить имена Валерия Михайловского, замечательного танцовщика и человека, который нам помог создать, на мой взгляд, очень сильный по эмоциональному накалу номер на "Адажио" Альбинони. Я хотел бы вспомнить Кирилла Симонова, недавнего постановщика "Щелкунчика" вместе с Шемякиным. Интересная работа. И здесь он, мне кажется, внес какую-то новую струю в Женино творчество. И, конечно, Эдварда Смирнова, который работает со мной уже давно, начиная с Леши Урманова. Он создавал Олимпийскую программу Алексея Урманова. Я хотел бы выразить большую признательность этим людям от себя и от имени Жени. Вспомнить Евгения Дмитриевича Сережникова, Давида Авдыша, всех тех людей, которые лепили художественное мастерство Жени Плющенко.

П.Ч. Но вот, Алексей Николаевич, наверное, все-таки вопрос к вам, хотя, Женя, наверное, и к вам тоже. Когда наблюдаешь за его работой, соответственно, это какой-то чемпионат, потому что на тренировках мы его просто не видим, и в работе повсюду наблюдается даже некая драматургия. Да. То есть выстраивание образа. Об этом пишет критика, это замечают рядовые зрители, просто зрители, которые любят его катание. Вот насколько важно?… То есть можно выпестовать некий спектакль, образ. Если мы говорим о российском катании сегодняшнего дня, вот эта драматичность или склонность к драматургии образа, она свойственна только нашим спортсменам или есть еще лидеры, если мы говорим о Европе, Америке. Но американцы мало вероятно, все-таки, нет. Европейские традиции сильны, ну и соответственно российские.

А.Н.М. Ну, в вашем вопросе звучит ответ. Я думаю, что все-таки российское фигурное катание, наше русское, беря дореволюционное, сейчас советское и российское фигурное катание. Я думаю, что одной из наиболее ярких его черт, это было именно его художественная направленность, художественное видение образа. То о чем вы говорите. Я думаю, что, наверное, начиная с Белоусовой-Протопопва, с Пахомовой-Горшкова, с Овчинникова, шел этот настрой, это правильное видение задач фигурного катания, задач исполнителя, фигуриста, как творца образа. Я думаю, здесь, в настоящее время, наверно, наше российское фигурное катание, вы правы, является лидером в этом разделе. Хотя прыгуны из Китая, Японии нам осложнят эту задачу.

П.Ч. Но они всего ж навсего прыгуны. Мы же сейчас о другом аспекте.

А.Н.М. Прыгуны. Но вы знаете, мы должны держать ухо востро. Не впадать в какой-то…

Е.П. В спячку не впадать.

А.Н.М. В спячку не впадать. Правильный термин.

П.Ч. Женя, много остается времени или наоборот, мало ли времени на какую-то просто личную жизнь, элементарно, книжку, ну почитать, с друзьями встретиться?

Е.П. Безусловно, мало. Но все равно, пытаешься успеть, пытаешься разнообразить свою жизнь.

А.Н.М. Вы знаете, Джон Леннон сказал, что: "Мы вот строим свои планы, работаем и мимо нас проходит жизнь". Вот это он, несмотря на то, что это великий человек, он сказал неправильно.

П.Ч. Неправильно? Вы не согласны с ним?

А.Н.М. Неправильно он сказал. Вот жизнь Жени это…В чем заключается действительная, реальная жизнь Жени? Это его тренировки, его новые программы, создание новых образов, его удачи, неудачи, его слезы, его радость. Вот это его жизнь. А если он сходил куда-то на дискотеку, поиграл в бильярд или со мной в теннис выиграл/проиграл. Это такой маленький аспект, тоже аспект подготовки. Потому что вся жизнь спортсмена заключается в подготовке. А подготовка состоит из двух частей: из тренировки и из отдыха. Вот, отдых - это тоже элемент подготовки. Поэтому, если мы говорим о Жене, как о спортсмене, как о личности, это такой монолит, который, вообще-то, катается на коньках и где-то что-то еще рядом происходит. Если его семья, его мама, папа, это тоже "фигуристы", это тоже члены его катательной фамилии. Я, тренер, я тоже являюсь, значит, одним из элементов всей этой колесницы, его девушка, его друзья. Это все, вот это его жизнь. Нельзя разделять: вот катается - это чемпион катается, а потом он пошел на дискотеку - это не чемпион. Это все один и тот же человек, направленный…

П.Ч. Конечно, о чем говорить.

А.Н.М. …Его колесница движется правильным путем. Я думаю…

П.Ч. Дай Бог. Но почему, если "звезда" пришла на дискотеку, она не перестала быть от этого "звездой". Не важно, это "звезда" спорта или кино, или театра. Не суть. Актер остается актером, ну и так далее по списку. Композитор - человеком, который пишет музыку. Алексей Николаевич, опять же, вопрос к вам. Кто-то из очень мудрых людей, мужчин, сказал, что все, что мужчина делает в своей жизни, он делает ради женщины. Я хотела бы, чтобы вы прокомментировали.

А.Н.М. Наверное, это так. Может быть, только эти дела различаются. Иногда мужчина понимает, что он это делает для женщины, а иногда он не понимает, но все равно, видимо, делает для женщины.

П.Ч. Женя, для чего вы делаете то, что вы делаете?

Е.П. Для чего я делаю? Ну, прежде всего для зрителей. Второе, для моих родителей, завоевываю, наверно, медали, вот. Потому что родители помогли, когда я был таким (показывает рукой), 4 годика мне было. И они меня отдали и сказали, что я должен кататься. И, наверное, для моего тренера, который тоже воспитывает меня по сегодняшний день.

П.Ч. Хороший ответ, на самом деле. Я делаю для мамы, для папы, для тренера. Но любой человек в профессии, если он хочет состояться, если он плодотворно трудиться, и в спорте, прежде всего, наверное, в спорте, он имеет какие-то амбиции. Вот каковы ваши амбиции? Поймите меня правильно. Я в более широком смысле задаю этот вопрос. Да. Не взять там очередную медаль или не выступить на очередных соревнованиях, чемпионате и т.д. Вот каковы ваши амбиции?

А.Н.М. Вот он рассказывал, какие у него амбиции, мне рассказывал, какие у него амбиции.

П.Ч. Может быть, Женя сам, Алексей Николаевич? Но я не возражаю, на самом деле.

А.Н.М. Может быть, он подтвердит, может быть, не подтвердит, может быть дополнит. Его амбиция, главная его задача, не выиграть медаль, может быть, даже какое-то количество медалей, а остаться в истории фигурного катания именем ярким. Внести в фигурное катание что-то новое. Не просто завоевать медаль и так остаться, а тем, чтобы двинуть фигурное катание вперед и остаться в его истории.

Е.П. Ну, например, даже далеко как бы не надо уходить. Сейчас прошли соревнования. Мы внесли новый вклад в фигурное катание, сделали новый каскад 4-3-3. В истории этого еще, как бы, не было, и вот.

А.Н.М. Это вход в историю, потому что, победа на соревнованиях это очень важно, и каждый к этому стремится. Но если мерить жизнь человека высокими мерками, то, наверное, того же Джона Ленонна надо мерить тем, что оно Beatles. Но вот и, наверное, войти в историю, такую же историю фигурного катания, как Beatles вошли в историю музыкального искусства, наверное, в этом и заключается амбиция Жени.

П.Ч. Ну это достойное кредо, да, по жизни. Алексей Николаевич, как вы относитесь к идее строительства в Петербурге академии фигурного катания, которая была заложена в ноябре?

А.Н.М. На некоторые вопросы, адресованные Жене, отвечал я. Я думаю, сейчас будет разумно, если этот вопрос я переадресую Жене, потому что, все-таки, кататься, он катается.

П.Ч. Ради Бога.

Е.П. Безусловно…

П.Ч. Насколько вообще важно наличие этой академии в нашем городе?

Е.П. Знаете, я приведу сейчас пример. Мы катаемся во Дворце спорта "Юбилейный". Дворец спорта "Юбилейный" переполнен детьми. То есть не хватает льда, не хватает зала. Дети разминаются, тренируются где-то в фойе, где-то на полу, там холод. Безусловно, СКА не очень хороший каток. Это правда. Это знают все. Лед ужасный. И нам нужны, нам нужны дворцы, нам нужны такие академии, чтобы…Потому что люди хотят заниматься фигурным катанием. Если сейчас посмотреть, сколько людей приходит на массовые катания, взять, например, на Аптекарском лед.

П.Ч. Да, очень много.

Е.П. Очень много, ужасно много народу ходит. Играют в хоккей и катаются просто. Безусловно, нам нужны дворцы.

А.Н.М. Этот дворец будет не просто дворец. Этот будет дворец, который будет концентрировать весь прошлый опыт, весь богатый опыт петербургского и ленинградского фигурного катания и опыт, наверное, и мирового фигурного катания, опыт российского фигурного катания.

П.Ч. Не означает ли это, что благодаря этой Академии, если таковая возникнет и будет развиваться, в будущем будут привлечены высокие имена спортсменов блистательных, может быть, в прошлом, которые сейчас ушли на тренерскую работу, уже в качестве тренеров, которые бы здесь работали с молодыми спортсменами или, может быть, с маленькими детьми?

А.Н.М. Вы знаете, у нас где-то около года назад произошло знаменательное событие. У нас, наконец, появилась федерация фигурного катания на коньках. И Олег Анатольевич Нилов, президент нашей региональной федерации фигурного катания Северо-запада России, он депутат ЗАКСа, действительно оказывает нам реальную помощь для того, чтобы дети перестали заниматься на бетонном полу. У нас лучше условия стали, лучше раздевалки, тренажерный зал строится. Я думаю, что вот это его детище, а Академия это его детище, думаю, что это будет место, куда придут петербуржцы. И даже я сейчас не говорю о том, чтобы больше медалей завоевать, или как у нас в эпоху социализма: каждая медаль должна олицетворять, я не знаю, преимущество советской системы физического воспитания или советской системы, вообще, жизни или устройства общества. Я думаю, что просто, как говорит Женя, что бы больше людей не на массовое катание на холодный каток. Чтоб пришли люди семьей, покатались, пообедали, мама сходила в парикмахерскую, пока девочка катается, кто-то сходил в бассейн поплавал. Я думаю, что ведь то, когда мы говорим о достижениях, о медалях, это апофеоз какого-то большого другого, массового, целой волны, вершиной которой является медаль. А на самом деле, вовлечение в спорт семей наших россиян это замечательная задача. Поэтому, в этом отношении, вот что такое Академия.

П.Ч. Алексей Николаевич, а вот фигурное катание, если мы говорим о детском спорте, о развитии детского фигурного катания, это дорогое удовольствие? Кто же не знает, что теннисом накладно заниматься, например. Гольф - это вообще только элита может позволить себе. Финансово, я подчеркну. А вот фигурное катание всегда было общедоступным, я имею в виду времена Советского Союза, футбол, хоккей, и т.д. А как сейчас обстоят дела с этим?

А.Н.М. Вы знаете, вопрос, который должен был, наверное, прозвучать. Наверное, никакое явление социальной жизни не бывает в отрыве от каких-то финансовых аспектов. И в этом отношении фигурное катание, конечно, достаточно сложный вид спорта. Но я вам хочу сказать, что на моей памяти еще не было ни одного чемпиона высокого класса, который бы вышел из такой преуспевающей семьи, у которых все есть и т.д. Я думаю, что как раз семьи, которые испытывают на каком-то начальном этапе финансовые трудности, вот эти семьи выплескивают наибольшее количество талантливых, целеустремленных, таких граждански зрелых детей. Даже граждански зрелых детей, которые… Я знаю одного ученика, который говорил: "Для чего ты хочешь хорошо кататься?" - "Я хочу хорошо кататься, чтоб моя семья жила в отдельной квартире"...

П.Ч. Ну вот, как Женя говорил: "Для мамы, для папы"…

А.Н.М. …А он жил в коммуналке. Для мамы, для папы. Я думаю, что такой аспект не должен осуждаться. Когда человек, юноша или даже ребенок имеет такое высокое устремление, я думаю, такой ребенок будет хорошим ребенком. И сейчас фигурное катание все-таки становится более доступным. Материальное состояние населения растет, и мы видим приток, все большее количество фигуристов-детей. И мы приглашаем их к нам на каток. Приходите, записывайтесь. Это не дорого стоит. А если вы будете чемпионом или просто хорошо кататься, то эти деньги возвратятся, вы их заработаете. Поэтому, приходите, пожалуйста, к нам на каток.

П.Ч. Жень, вы разделяете точку зрения некоторых специалистов, касающуюся того, что русский спорт, не весь, в частности фигурное катание переживает явный подъем? Если говорить о мировом уровне.

Е.П. Безусловно, подъем до…хочу сказать про Россию. Не знаю, как в Америке идут дела. Но в России подъем идет. Например, взять опять же, пройденные соревнования сейчас. Полный стадион был в Ледовом. Сколько там, тысяч 15, наверное, зрителей?

П.Ч. Там немало.

Е.П. Там немало. И был заполнен дворец. И многие люди говорят: "Почему у нас мало соревнований именно в Санкт-Петербурге, в России? Мы хотим смотреть, хотим наслаждаться".

П.Ч. Кстати, как вы думаете, почему мало соревнований в России? И в Санкт-Петербурге, в частности.

А.Н.М. (обращаясь к Е.П.) Расскажем о своей идее? Вот мы лелеем давно осуществить показательные выступления, в которых Женя Плющенко был бы главным героем. И мы уверены, что большое количество петербуржцев пришли бы на такие показательные выступления. Женя собирается пригласить своих друзей, других выдающихся фигуристов.

П.Ч. Замечательная идея.

А.Н.М. Но как-то организационно здесь пока нам не удается в полной мере решить вопрос.

П.Ч. Существуют ведь сольные концерты эстрадных исполнителей и не только. Существуют бенефисы драматических актеров и не только. Почему нельзя сделать бенефис спортивной "звезды"? Что нужно Жене, чтобы организовать такой вечер, назовем это так, творческий вечер с приглашением друзей и коллег?

А.Н.М. Нужен энтузиазм деятелей фигурного катания, умноженный на какую-то относительно небольшую сумму денег, которая при систематическом повторении выступлений, может просто вернуться. Нужно небольшое количество денег.

П.Ч. Не так много, как может показаться.

А.Н.М. Не так много, как может показаться.

Е.П. Вообще-то, на самом деле, есть такие тоже идеи выступать не только в Санкт-Петербурге, но выступать в Москве, выступать в Кирове, в Перми, вот. Выступать по России, ездить и сделать такой свой российский тур.

П.Ч. Тоже не плохо.

А.Н.М. Мы обращаемся от имени вашей передачи к тем людям, которые могут, организациям, банкам, крупным промышленным предприятиям, которые могут спонсировать такое мероприятие. Мы бы с удовольствием, например, Евгений Плющенко на льду "Газпрома".

П.Ч. (смеясь) Какая прелесть.

А.Н.М. Или так, Звезды российского фигурного катания на…

П.Ч. …льду "Лукойла".

А.Н.М. …льду "Лукойла".

П.Ч. Ну и так далее. Женя, вообще сложно, на самом деле, не задать этот вопрос. Вы получали какие-нибудь предложения от конкурирующих сторон? В данном случае я имею в виду ту самую заграницу, импортных тренеров. Может быть, вас пытались каким-то образом сманить на свою сторону, пообещать горы злата?

Е.П. Безусловно, это было. И когда только начинал, наверное, первый мой чемпионат мира, когда я приехал в США. И мне предлагали, и агенты предлагали: "Ты будешь зарабатывать миллионы, только катайся здесь. Подпиши такой-то контракт, такой-то". Я им отвечаю, что у меня есть Алексей Николаевич Мишин, я живу в России и мне больше ничего не надо.

А.Н.М. Надо сказать, что не только Женю приглашают. Приглашают и меня, и нас вдвоем…

Е.П. (перебивая) Да, сейчас, извините Алексей Николаевич, сейчас очень много предложений, на самом деле. И предлагают ехать за границу, и предлагают нам землю, дома, квартиры. То есть не в огромном количестве, естественно, но нормально.

А.Н.М. На довольно высоком уровне.

Е.П. Да, и предлагают лед. Только тренируйтесь и тренируйте, вот.

П.Ч. Алексей Николаевич, значит, действительно, только патриотические чувства не позволяют вам сделать тот самый выбор.

А.Н.М. Недавно Женю спрашивали: "Что такое патриотизм? Как ты понимаешь патриотизм?" Он отвечает: "Патриотизм - это не разговор с трибун. Патриотизм - это мой вклад, мои выступления, мои программы, мое имя, связанное с именем русского человека". И если говорить о патриотизме в нашем с ним понимании… патриотизм - это… Знаете, Санкт-Петербург - это культурная столица России. Я думаю, что… вот мы идем мимо решетки Летнего сада. Идем любуемся. А там творения Монферрана и Растрелли. Это та сила, которая нас подпитывает.

П.Ч. Я вам очень благодарна обоим, что вы пришли к нам в этот торжественный для всех женщин день, так как других у нас пока не, но я уверена, будут. Дорогие друзья, спасибо, что были с нами. Евгений Плющенко был у нас сегодня в гостях и его тренер Алексей Николаевич Мишин. Всего доброго, до свидания. Будьте счастливы.

 

_____________________________

ГЛАВНАЯ : NEW : БИОГРАФИЯ : СТАТЬИ
ФОТОАЛЬБОМ : РЕЗУЛЬТАТЫ : ССЫЛКИ
ТВОРЧЕСТВО ПОКЛОННИКОВ
ФОРУМ : ГОСТЕВАЯ

 

Сайт управляется системой uCoz