АЛЕКСЕЙ МИШИН О НОВЫХ ПРАВИЛАХ СУДЕЙСТВА
Официальный спортивный портал Санкт-Петербурга "Новые правила судейства сделают фигурное катание другим видом спорта", - считает гость телепрограммы "Пенальти", заслуженный тренер России, профессор Алексей Мишин. КАК ИЗМЕРИТЬ В БАЛЛАХ АУРУ СПОРТСМЕНА? Ведущий телепередачи Геннадий Орлов: Алексей Николаевич, много споров сейчас ведётся о новой системе судейства в фигурном катании, которая начнёт применяться со следующего сезона. Что это вообще за система нового подсчёта очков? И смогут ли после её введения зрители разобраться в происходящем на льду? Алексей Мишин: Толчком к изменению правил судейства в фигурном катании послужили, как известно, события на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Но истоки проблемы заключаются в том, что в мире очень вырос уровень фигурного катания, и сильнейшие спортсмены стали кататься практически на одном высочайшем уровне. Это и побудило руководителей Международного союза конькобежцев (ISU) искать какие-то новые версии в судействе. Однако новое не всегда бывает лучше старого, а потому многие спортсмены и тренеры (и я в том числе) с большой тревогой ожидают введения этой новой системы. Г.О.: Вы упомянули скандал в Солт-Лейк-Сити. И хотя тренируете вы одиночников, но когда-то были чемпионом Советского Союза именно в парном катании. Каков ваш взгляд на ту ситуацию с вручением на Олимпиаде второго комплекта золотых медалей канадскому дуэту? А.М.: Я отношусь к этому скептически, так как считаю, что нельзя постфактум переписывать итоги соревнований. И золотые медали по праву должны принадлежать только Елене Бережной и Антону Сихарулидзе. Но, если говорить о существе вопроса, то можно сказать, что мастерство русской и канадской пар было практически одинаковым. Только какие-то нюансы, связанные с вопросами вкуса и разницей во взглядах на понимание искусства и техники фигурного катания могли позволить отдать кому-то из них предпочтение. Оба дуэта достойны того, чтобы называться выдающимися спортсменами современности. Г.О.: Вы согласны с тем, что фигурное катание - это субъективный вид спорта с точки зрения судейства? А.М.: В нашем виде спорта эстетический аспект является одним из наиболее важных, и поэтому оценка в любом случае должна быть субъективной. Мерить гармонию методами алгебры вряд ли возможно… Г.О.: Но ведь пытаются? А.М.: Да, и эти попытки для нас очень тревожны. Если в прошлые годы тренеры и спортсмены слушали музыку, выбирали хореографическую канву будущих программ, изучали историю эпохи, то есть старались в итоге создать шедевр на льду, то теперь всё может измениться. Сейчас мы садимся и начинаем высчитывать, что и сколько стоит в баллах. И оказывается, что, например, коронный каскад Жени Плющенко 4+3+3 делать в новом сезоне не имеет смысла. В баллах целесообразнее сделать каскад 4+2+2, а тройные прыжки "весомее" исполнять отдельно. Хорошо это? Вряд ли. А как оценить в цифрах обаяние спортсмена и ту ауру, которая окружает его выступление на льду, без которой просто нет фигурного катания в его самом высоком понимании? Подобный подсчёт мастерства и красоты в фигурном катании может привести к тому, что с введением новых правил оно превратится в какой-то совершенно другой вид спорта. Это новое фигурное катание тоже будет интересным, но оно будет другим… "ПИРРОВА ПОБЕДА" В БРИСБЕНЕ Г.О.: Алексей Николаевич, давайте поговорим о личностях в фигурном катании. Я глубоко убеждён, что в этом виде спорта огромную, если не самую важную, роль играет тренер. Но всё-таки изначально должен быть какой-то алмаз, который после тщательной и кропотливой работы по огранке способен заблистать. Так получилось, что вашими учениками являлись два олимпийских чемпиона Алексей Урманов и Алексей Ягудин, а также один из главных претендентов на успех на следующих Играх в Турине Евгений Плющенко. Вы можете сформулировать ответ на вопрос: "Как рождаются олимпийские чемпионы?" А.М.: Если посмотреть на историю всех знаменитых алмазов мира - "Шах" и прочих… Г.О.: "Григорий Орлов" был очень известный алмаз… А.М.: …Совершенно верно. Так вот все эти алмазы разные. Каждый из них уникален. Точно такая же ситуация и с великими спортсменами. Но несмотря на то, что все названные вами ребята были очень разными, некоторые черты были у них общими. Их объединяет то, что все трое были очень одарены от Бога и были наделены огромным трудолюбием. И кроме того, они попали в такую среду, которая позволила им раскрыть все их лучшие качества. Ведь к этой группе спортсменов можно добавить таких занимавшихся у меня фигуристов как участник чемпионатов Европы и мира Олег Татауров или как Юрий Новосельцев. Тогда у меня была такая когорта спортсменов в мужском одиночном катании, что эта моя группа вполне могла соревноваться со сборной всего остального мира. Подобная ситуация, на мой взгляд, очень способствовала тому, что вслед за Урмановым добились огромного прогресса Ягудин и Плющенко… Г.О.: Именно их спор в Солт-Лейк-Сити был одним из самых ярких событий Игр. Если сейчас отвлечься от эмоций, то почему, на ваш взгляд, именно Ягудин стал олимпийским чемпионом? Ведь по ходу того сезона он чаще проигрывал Евгению и в рейтинге ISU накануне Олимпиады Ягудин стоял ниже Плющенко… Но на Играх блеснул именно Алексей, и многие сходятся во мнении, что в Солт-Лейк-Сити Ягудин прыгнул просто выше головы. А.М.: Во-первых, нужно объективно признать, что Лёша - исключительно талантливый спортсмен и выдающаяся личность. Но были и субъективные факторы. Я потом много анализировал весь тот олимпийский сезон, и, на мой взгляд, в какой-то степени переломными стали осенние Игры Доброй Воли в австралийском Брисбене. Уезжая с них, и Женя Плющенко, и я были очень довольны убедительной победой, которая была одержана в Австралии. А Ягудин катался там настолько неуверенно и нервно, что даже уступил американцу Майклу Вайссу второе место. Но так получилось, что именно эта победа оказалась для Плющенко в какой-то степени "пирровой", так как она очень многое изменила в психологии соперников. Тот провал заставил Лёшу Ягудина по-новому посмотреть на себя, и именно благодаря этому стало возможным его блестящее выступление на Олимпийских Играх. Г.О.: Это выступление, бесспорно, останется в истории фигурного катания. Но ведь самая история сохранила и немало имён спортсменов, которые были любимы болельщиками, но так ничего серьёзного в своей жизни и не выиграли. Был великий канадец Толлер Крэнстон, были наши Юрий Овчинников и Игорь Бобрин - настоящие художники на льду. Но это так и нашло отражения в виде олимпийских наград… А.М.: Когда я говорил о том, что новые правила судейства, возможно, создадут новый мир фигурного катания, то как раз и имел в виду что-то подобное. Ведь если бы во времена выступления названных вами фигуристов были современные правила судейства, то чемпионом мира был бы, наверное, не Сергей Волков, а именно Юрий Овчинников или Толлер Крэнстон. Определённому таланту нужна ещё и своя историческая эпоха. Для таланта Волкова или австрийской фигуристки Шубы нужно была именно та эпоха, в которой они родились, а Овчинников, Крэнстон и Бобрин свою эпоху, к сожалению, опередили. Время таких творческих личностей в фигурном катании пришло позже…
ФОТОАЛЬБОМ : РЕЗУЛЬТАТЫ : ССЫЛКИ ТВОРЧЕСТВО ПОКЛОННИКОВ ФОРУМ : ГОСТЕВАЯ |