ГАРМОНИЮ АЛГЕБРОЙ ПОМЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ

март 2003
Татьяна Левун

Евгений Плющенко, получив шесть высших оценок, с блеском выиграл финал Гран-При в Санкт-Петербурге. Так вдохновенно он давно не катался! Чемпион Мира, трехкратный чемпион Европы добавил к своей коллекции еще и третью победу в Финале Гран-при.

- Как ты сам оцениваешь свое выступление здесь?

- Короткую программу катать было очень тяжело. Первую произвольную полегче. Но все то, что я планировал, сделал. Считаю, что катался очень хорошо. Сделал каскад 4+3+3. Я пытался сделать его на Олимпийских играх, но, к сожалению, неудачно. Потом впервые без помарок прыгнул на этапе Гран-При в ноябре в Москве. И вот сейчас здесь. Я доволен.

- Это лучшее твое выступление за последнее время?

- Лучше я катался на тренировках.

- После такой оглушительной победы отдых планируешь?

- Конечно, отдохнуть надо. Но затягивать с этим тоже не стоит, ведь через три недели - главное соревнование сезона - Чемпионат Мира.

- Насколько важно для тебя выступать в Питере накануне его трехсотлетия?

- Я очень люблю выступать дома, как говорится, родные стены помогают. И для меня очень важно было выиграть в Петербурге. Свою победу я посвящаю, безусловно, родному городу.

- Шесть оценок 6.0 за артистизм - это твой личный рекорд?

- Да, наверное. Но это не предел. Нужно стремиться, чтобы и за технику 6.0. получать, и за артистичность.

- Как здоровье? Травма спины не беспокоит?

- Спина понемногу дает о себе знать всегда. Но и не только она: ахилы, колени, стопы… Старик!!! В 20 лет столько болячек! Но ничего, справляемся понемногу…

- Алексей Ягудин не выступает в этом сезоне в любителях. И серьезной конкуренции ни на одном соревновании тебе никто составить не может. Может быть, тебе не хватает соперничества?

- Я слышал, что Алексей ушел. Но остался я. Я буду бороться со всеми, и прежде всего с самим собой. Нет такого, чтобы я приехал на соревнование и сказал: "Ну, вот, теперь я первый!". Я всегда выкладываюсь на 100%. А отсутствие Алексея никак не сказывается на моем настрое.

- А как ты думаешь, насколько быстро будет развиваться техника фигурного катания? Пятерной прыжок будет?

- На этот вопрос, думаю, лучше ответит мой тренер.

Алексей Николаевич Мишин:

- Прыжок с шестом из бамбука на 6 метров - был невозможен. Поэтому появился новый инвентарь, уже из другого материала. И сделать пятерной прыжок теми инвентарем и методом, которые имеются сейчас невозможно. Но это вовсе не означает, что эти прыжки вообще не появятся. Их будут делать, но для этого нужны новые механизмы, методы и оборудование.

- По накалу страстей этот сезон очень отличается от Олимпийского. Жене просто не с кем соревноваться. Можно даже не вручать серебряную медаль, настолько велик отрыв от основных конкурентов. Нет ли такой опасности остановиться на достигнутом, застыть, ведь до Олимпиады еще три года?

- Я бы не хотел, чтобы журналисты, имеющие опыт в фигурном катании, так активно разделяли Женю и Лешу, и меня как тренера Плющенко и противника Ягудина. Их лучше не противопоставлять, ведь вражды в нашем обществе и так достаточно. Они оба - мои чемпионы Мира. Но если вспомнить этап Гран-При Скейт-Америка, последний турнир, на котором участвовал Алексей Ягудин, то там большого разрыва в катании я не видел. А высокие оценки - это скорее дань традиции. То, что Ягудин ушел, и Жене не с кем соревноваться, - иллюзия. Зреют новые волны. Свято место пусто не бывает!

- Но ведь на данный момент ему, действительно, нет равных. Он прыгает потрясающий каскад 4+3+3. Если вспомнить чемпионат России, то ни один человек чисто не прыгнул четверной прыжок.

- Безусловно, Женя очень техничный спортсмен. Но ведь, по сути говоря, я тренер, в наибольшей степени повлиявший на развитие техники прыжковых элементов. Понимаете, не разговоры тренера двигают воздух! А спортсмена совершенствуют упражнения. Так вот, я создал большой широкий комплекс упражнений, целую систему, благодаря которой мы и добиваемся таких результатов.

- По оценкам получается, что наименее успешная программа (по крайней мере, на этом турнире) - короткая - "Адажио" Альбинони. Как вы это объясняете?

- Есть программы, которые по замыслу наименее выигрышные. Мы уже делали такое количество программ под совершенно невообразимое число разных музыкальных произведений! Но такой философской программы у Жени еще не было. Ведь если спортсмен разучивает какой-то элемент не для программы, он никогда не научится его делать. Как только он делает его на соревнованиях - он совершенствуется технически. А благодаря подобным программам, Женя растет эстетически. Если вы обратили внимание, сейчас он катает "Бандитский Петербург" и "Кармен" совсем с другими эмоциями, нежели раньше. Он растет.

- Как вы относитесь к тому, чтобы по новой системе судейства одни судьи оценивали технику, а другие - артистизм?

- Вопрос судейства - это не одна фраза, не эссе, не рассказ и даже не повесть. Это многотомный роман… Методологически сама попытка объективизировать субъективное восприятие фигурного катания порочна. Можно понять то, что я сказал? Гармонию алгеброй нельзя померить. Ведь эстетический и технический компоненты - неразделимы.

- Перед чемпионатом мира будете что-то менять в подготовке, чтобы постараться сохранить форму, в которой сейчас находится Женя?

- Сохранять форму или подняться выше - нельзя. Форма - это пик. Ее можно только потерять. Поэтому лучше упасть самому, чтобы потом снова подняться...
Сейчас только первый послеолимпийский сезон. Поэтому не нужно куда-то бросаться, делать что-то сверхъестественное. Я работаю на победу спортсмена, а не на свой имидж. Я вижу много программ, которые рассчитаны на то, чтобы показать, какой хороший хореограф, или какой интересный тренер. Анализируя порядок следования элементов, или расстановку шагов, вращений, нужно смотреть на физиологические особенности спортсмена, а не на то, как бы сделать так, чтобы элемент смотрелся лучше. Что мы и стараемся делать! А в какой форме сейчас находится мой спортсмен, можно будет сказать только по прошествии сезона.

- Никто не знает Женю лучше, чем вы. Его выступление на этом турнире, особенно во второй произвольной программе, которая получила столько лестных отзывов, - это хорошая работа или вдохновение?

- Я вам прямо скажу, что вдохновение было и есть. Но выходить на лед в течение всей своей карьеры на одном вдохновении нельзя. Ведь когда плачет актриса, это тоже элемент техники. Да, это - техника выжимания слез. И если ко мне не будет больше вопросов, я бы хотел поблагодарить композитора Игоря Корнелюка, который написал музыку для нашей произвольной программы "Санкт-Петербург - 300". Его музыка народна. Народна она хотя бы потому, что один из представителей этого народа катается под нее; он ее чувствует, а она его ведет.

 

_____________________________

ГЛАВНАЯ : NEW : БИОГРАФИЯ : СТАТЬИ
ФОТОАЛЬБОМ : РЕЗУЛЬТАТЫ : ССЫЛКИ
ТВОРЧЕСТВО ПОКЛОННИКОВ
ФОРУМ : ГОСТЕВАЯ

 

Сайт управляется системой uCoz