БОЛЕРО ПЛЮЩЕНКО
Российский фигурист побеждает в Кубке наций

"Известия" 14 ноября 2000
Герман Прошке

Очередной - третий этап "Гран-при" по фигурному катанию в Гельзенкирхене, официально именуемый Кубком наций, принес две победы российским фигуристам. Каждая по-своему замечательна. Чемпион Европы Евгений Плющенко впервые на официальных соревнованиях исполнил два четверных прыжка. А чемпионка мира-99 Мария Бутырская впервые в своей карьере сделала в произвольной программе два тройных лутца - прыжка высшей сложности, тем самым заставляя несколько иначе взглянуть на олимпийские перспективы самой опытной фигуристки из числа сильнейших.

Сегодня уже ничто не говорит о том, какую драму пережил в марте Евгений Плющенко. Победитель абсолютно всех соревнований, на которых ему довелось выступать в прошлом сезоне, Плющенко, напомним, проиграл только один турнир, но самый важный - на чемпионате мира в Ницце он остался без медали. Плющенко и его петербургский тренер Алексей Мишин прибегли к проверенному лекарству от отчаяния. Они забылись в работе над новыми программами. "Мы очень хорошо поработали этим летом", - говорит Плющенко. Для тех, кто видел его премьерный прокат в немецком Гельзенкирхене (выступление на маленьком турнире в Хельсинки в сентябре все же вернее назвать генеральной репетицией), эта стертая фраза исполнена глубокого смысла. В новый сезон Плющенко вступает, как и в прошлый, - фаворитом. Он повторяет свои вчерашние достижения и ставит новые рекорды.

После "Болеро" Торвилл и Дина следовало бы запретить использовать эту музыку Равеля в фигурном катании. Впрочем, немногие и решались. Надобна либо отчаянная смелость, либо отчаянное невежество, чтобы вступать в состязание с Торвилл и Дином, состязание оттого безнадежное, что всякий, кто видел их олимпийский прокат в Сараево, убежден - ничего лучшего в фигурном катании не было и не будет. Кажется, нужно, чтобы все свидетели того танца Торвилл и Дина умерли, чтобы фигуристы вновь могли спокойно кататься под "Болеро" Равеля. Но покуда свидетели живы, негласное табу на "Болеро" существует и распространяется на все дисциплины фигурного катания - и выступления спортивных пар, и одиночников.

Евгений Плющенко впервые за последние 16 лет заставил воспринимать "Болеро" помимо Торвилл и Дина. Презентация его короткой программы под знаменитую музыку Равеля прошла на ура. А российский судья до того расчувствовался, что наградил Плющенко "шестеркой" за презентацию. Вопреки этикету, предписывающему давать высшую похвалу спортсменам только по очень большому поводу - на чемпионатах мира, Европы или финалах "Гран-при".

"Болеро" Плющенко началось с мощнейшего вступления - комбинации тулупов в четыре и три оборота, которую двукратный чемпион Европы и победитель "Гран-при" прошлого сезона впервые исполнил в официальных состязаниях. А затем чисто и эффектно отчеканил все остальные элементы. И хотя главный конкурент Плющенко - американец Тимоти Гейбл исполнил программу не меньшей сложности, его помарка при выезде с тройного акселя оказалась очень весомым аргументом в пользу российского фигуриста. Гейбл мог обойти Плющенко только за счет технической части. В хореографии же, несмотря на то, что сейчас на него работает великолепная калифорнийская команда, Гейбл по-прежнему проигрывает Плющенко очень много.

Но и на следующий день Гейбл, возможно, самый физически одаренный фигурист современности, не смог переиграть Плющенко в сложности и точности исполнения прыжков. Может быть, Гейбл переволновался. Ему выпало выступать перед Плющенко. Он начал так же впечатляюще, как и на "Скейт Америка", где он обыграл действующего чемпиона мира - Ягудина: тройной флип, фирменная комбинация четверного сальхова и тройного тулупа, но после этого запнулся на тройном ритбергере в комбинации и упал, когда исполнял тулуп в четыре оборота. От того, чтобы не опуститься ниже третьего места, Гейбла спас еще один четверной, который он исполнил под конец программы, что еще раз убеждает в выдающихся прыжковых способностях этого 20-летнего юноши.

Учитывая ошибки Гейбла, Плющенко и Мишин могли бы и упростить свою произвольную программу. Но она вышла еще более сложной, чем у американца. Начал Плющенко со своего знаменитого каскада из тулупа в четыре и три оборота и двойного ритбергера. Того самого каскада, который он не смог исполнить только раз в прошлом сезоне - на чемпионате мира. После комбинации Плющенко изумил публику еще одним четверным тулупом, после чего с легким сердцем приступил к пластическим номерам программы - дорожкам шагов, вращениям, которые никто в мире не умеет делать красивее его. И, конечно, такая мелочь, как касание рукой льда при выезде с тройного ритбергера, не могла испортить впечатления от новой программы Плющенко. Впечатления почти ошеломляющего. Плющенко впервые в официальных соревнованиях прыгнул два прыжка в четыре оборота. Но это еще не все. "Я планирую скоро включить в программу четверной сальхов. Думаю, что на чемпионате мира победит тот, кто сделает три четверных прыжка в произвольной программе". - предсказывает Плющенко.

Победа Плющенко хотя и изумительна, но все же была ожидаема - 18-летний спортсмен обязан прогрессировать, удивляют только темпы прогресса. А вот Мария Бутырская поражает как раз тем, что ее выступление опровергает все представления о том, в каком возрасте фигуристу время расти, а в каком лучше вешать коньки на гвоздь. Напомним, что в 26 лет Бутырская впервые выиграла чемпионат мира. В субботу в Гельзенкирхене почти безошибочно откатала произвольную программу, самую сложную в ее карьере. В ее "Семнадцати мгновениях весны" нашлось место шести тройным прыжкам. И ни разу Бутырская не упала, не споткнулась, к чему мы так привыкли в прошлом сезоне.

 

_____________________________

ГЛАВНАЯ : NEW : БИОГРАФИЯ : СТАТЬИ
ФОТОАЛЬБОМ : РЕЗУЛЬТАТЫ : ССЫЛКИ
ТВОРЧЕСТВО ПОКЛОННИКОВ
ФОРУМ : ГОСТЕВАЯ

 

Сайт управляется системой uCoz