ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: "ЕСЛИ Я ОТКАТАЛ ПРОГРАММУ ЧИСТО, ТО НИКТО НЕ СМОЖЕТ МЕНЯ ОПЕРЕДИТЬ"

"Известия" 31 января 2005
Игорь Порошин

Российские фигуристы первенствовали во всех четырех номинациях на чемпионате Европы по фигурному катанию в Турине. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин защитили чемпионский титул в парном катании, Татьяна Навка и Роман Костомаров - в танцах, а Евгений Плющенко и Ирина Слуцкая вернули себе звания сильнейших на континенте в одиночном катании. Причем Плющенко сделал это в тяжелом соперничестве с Брианом Жубером. Корреспондент "Известий" Игорь Порошин встретился с самым титулованным фигуристом современности на следующий день после его триумфа. Плющенко был очень спокоен и уверен в своем превосходстве над конкурентами

- Есть ли в мире фигурист, который может выиграть золотую медаль при чистом прокате Плющенко или даже при прокате Плющенко с легкими помарками, как это случилось в Турине?

- Нет. Если я откатал программу чисто, то никто не сможет меня опередить.

- Разве американец Джонни Вейр или канадец Джеффри Баттл не станут с вами вровень, если, наконец, освоят прыжок в четыре оборота - во всем остальном это потрясающе одаренные фигуристы?

- Я знаю, что на тренировках они исполняют этот элемент. Но при этом не рискуют включать его в программы. Такова новая система судейства. Если раньше все стремились рисковать, то теперь многие довольствуются тем, что хорошо освоили. Если Вейр и Баттл не замахиваются на большее, значит они боятся потерять те позиции, которые занимают. А это не первая позиция.

- Вам не нравится новая система судейства?

- Односложно нельзя сказать. В ней есть плюсы. Но главный минус перевешивает: эта система не стимулирует развитие фигурного катания. А движущей силой фигурного катания до сих пор было стремление осваивать прыжки новой сложности, но при этом и дорожки шагов стараться делать красивые, и вращения. Теперь я вижу, как сегодня многие заменяют в программах комбинацию тройной аксель-тройной тулуп на тройной лутц-тройной тулуп. Очень невыгодно при новой системе рисковать. А риск - благородное дело.

- Но вот ваш главный европейский соперник - Бриан Жубер не облегчает программы. В прыжковой части они также сложны, как и ваши. Означает ли это, что Жубер для вас опаснее других?

- Жубер, Вейр, Баттл, Сандю, Гейбл - я никого не выделяю из этого ряда. Все эти ребята одинаково опасны. У каждого свои сильные и слабые стороны. Кто-то здорово вращается, но не слишком силен в прыжках. Кто-то, наоборот, владеет прыжками в четыре оборота, но не умеет вращаться и не очень силен в артистической стороне фигурного катания.

- Это вы о Жубере?

- Ничего не имею лично против него. Напротив, с Жубером очень интересно состязаться - сильный характер, настоящий боец. Он умеет реализовывать себя в турнирах не на 100, а даже на 120 процентов. Но я всякий раз удивляюсь, когда вижу его вторую оценку. Мне она кажется сильно завышенной.

- Это попытка судей искусственно создать интригу, чтобы зрители не скучали?

- Я так думаю. Все понимают, что фигурное катание остановилось в своем развитии, но вот его и пытаются как-то двигать вперед. Не понимаю только, почему в главные противники Плющенко выдвинут Жубер. Справедливее, если бы это был Стефан Ламбьель. Это разносторонне одаренный спортсмен, который, заявляю это ответственно и без эмоций, в качестве катания, во вращениях, в дорожках шагов и в артистической выразительности сильнее Жубера. И при этом вторая оценка Ламбьеля в произвольной программе оказалась на четыре балла ниже. Так что ничего не изменилось. Никакой объективности в судействе, как не было, так и нет. Судьи вольны в своих симпатиях, пристрастиях, как и прежде. А инструментом выражения симпатий, как и раньше, выступает вторая оценка. Ну что ж, Жубер так Жубер. Я готов к прессингу.

- А вы готовы к усилению прессинга? Скажем, к тому, что ваш старый друг Алексей Ягудин и Татьяна Тарасова станут полноправными членами команды Жубера в олимпийском сезоне. Ведь Тарасова уже помогает ему как хореграф, а Ягудин числится тренером-консультантом Жубера. Правда, это пока скорее пиар-акция. А что если это будет уже не только пиар и хореография, а полновесная поддержка команды, которая обыграла вас на Олимпийских Играх в Солт-Лейк-Сити?

- Это право Жубера. Я же не могу запретить ему работать с Тарасовой. Если прямо - мне по барабану, кто там будет в его команде в олимпийском году. Потому что у нас своя команда. Мы сделали выводы из ошибок предыдущего олимпийского цикла. Мы стали сильнее. Одно могу сказать, что мне не нравится, когда спортсмены меняют тренеров по сто раз. Это неправильно. Нужно относиться к тренеру прежде всего, как к человеку, а не как к станку, который тебя обрабатывает.

- Может быть, и Жубер исповедовал бы ваши правильные принципы, если бы его тренером был Мишин.

- Я и не отрицаю, что мне очень повезло с тренером.

- Вы, конечно же, уже слышали такое суждение, будто Плющенко слишком много сил тратит на различные шоу-проекты, и это сказывается на его спортивных результатах. Что вы на это можете возразить?

- По состоянию на сегодняшний день, Плющенко владеет титулами чемпиона мира, Европы и победителя Гран-при - вот мое возражение. Я получаю очень много предложений участвовать в ледовых шоу, и на большую часть этих предложений отвечаю отказом. А те шоу, в которых я участвую, - это не только заработок, но и возможность поддержать форму и главное обкатать программы, понять, как на них реагирует зритель. Это очень важно - именно со спортивной стороны.

- Чтобы прояснить, как устроен мир профессионального фигурного катания, вы могли бы назвать соотношение ваших доходов от шоу и собственно от спортивных турниров?

- Безусловно, основной доход мне приносит участие в шоу. Хотя бы потому, что шоу гораздо больше, чем соревнований.

- Сейчас в России предпринимаются серьезные попытки превратить ледовые шоу из разовых и случайных мероприятий в профессионально организованную отрасль зрелищ. В частности, Илья Авербух создал свою ледовую антрепризу. Как вы оцениваете перспективы этого бизнеса в России?

- Как очень хорошие. Илья - молодец. То, что он делает, может дать потрясающие результаты. Я имею в виду не только финансовую, но и спортивную сторону. Ведь большинство людей заканчивают серьезно заниматься фигурным катанием еще в школьном возрасте из-за того, что в этом виде спорта только призеры чемпионатов мира и Европы зарабатывают достойно. Если в России ледовые шоу станут успешными, прибыльными, то это сразу же резко повысит статус нашей профессии, и родители будут приводить своих детей в секции фигурного катания не только, что называется, из любви к искусству. Доходность профессии - это очень важный стимул.

- У вас нет ощущения, что вы родились не вовремя? Еще семь-десять лет назад ситуация в фигурном катании была другой. Бывшие чемпионы мира и призеры Олимпийских Игр участием в турах и так называемых профессиональных турнирах зарабатывали себе состояния. Другим был интерес телевидения и рекламодателей к фигурному катанию. Сейчас ABC пересматривает контракт с ИСУ (Международный Союз Конькобежцев - прим.ред.) в сторону понижения, урезаются программы ледовых шоу и падают гонорары фигуристов.

- Я знаю, что звезды прошлых лет зарабатывали больше, гораздо больше, чем зарабатывают сегодня. Но при этом мне хватает того, что я имею. Я чувствую себя очень комфортно и для меня главным остаются титулы. Прежде всего - титул олимпийского чемпиона, которого у меня пока нет.

- В современном фигурном катании невозможно заработать больше миллиона долларов в год? Я не беру в расчет рекламные контракты Мишель Кван - она одна такая на все фигурное катание.

- Я могу говорить только о себе. Я не зарабатываю миллионов.

- Я знаю, что вы очень любите футбол.

- Да и, кстати, дружу с Сашей Кержаковым.

- У вас нет ревности к футболистам? Будучи, как минимум, Роналдо в фигурном катании, вам не достается и пятидесятой доли его денег и славы.

- Бывает дискомфорт по этому поводу, если честно. Но тут ничего не поделаешь - это судьба. Я выбрал фигурное катание, а не футбол. Коммерческую привлекательность того или иного вида спорта создает телевидение. Рекламная привлекательность фигурного катания изначально ниже футбола. Фигуристов не оденешь в Adidas или Nike. У нас мало соревнований. Фигурист находится на льду всего четыре минуты и еще пару минут в kiss and cry corner. Футбольная команда, одетая в форму одного производителя с одним и тем же спонсорским логотипом - непрерывно в кадре 90 минут. Разобраться в футбольных правилах гораздо проще, чем в наших лутцах и флипах. Потом в фигурном катании очень велик разрыв в заработках между теми, кто регулярно попадает в призеры и теми, кто занимает места сразу за ними. Что уж говорить о спортсменах из второй и третьей десятки. Сравнить с тем же теннисом, даже не сами суммы, а разрыв в заработках - день и ночь. Но мы говорим о самых успешных видах спорта, а если сравнить гимнастику с фигурным катанием, то окажется, что в моем виде спорта все не так уж плохо.

- Мне очень нравится ваша произвольная программа. На мой вкус, она лучшая за последние четыре года, а может быть, и вообще за всю вашу карьеру.

- Я согласен с этой оценкой.

- В связи с этим, нет ли у вас сожаления, что эта программа сделана в предолимпийский год? Может быть, ее стоило приберечь на Олимпиаду?

- Ну это было бы странно. Пришло вдохновение Эдвину Мартону (венгерский скрипач и композитор, который уже второй год пишет музыку специально для Плющенко - прим. И.П.) - и он написал эту музыку. Мы с тренером послушали то, что сделал Эдвин - и тоже вдохновились. У меня бы эта мелодия не выходила бы из головы, и все остальное казалось в сравнении с ней скучным, если бы мы решили, как вы предлагаете, отложить ее про запас, на олимпийский сезон.

- Некоторые спортсмены катают одну и ту же программу два сезона. В вашем случае это возможно?

- Не исключено. Хотя надо попробовать сделать что-то еще более захватывающее.

- Останетесь ли вы в спорте, если сбудется мечта вашей жизни и через год вы, как и сейчас, увезете из Турина золотую медаль?

- Не готов сейчас ответить на этот вопрос. Все будет зависеть от того, что я буду чувствовать в этот момент. Если это будет усталость от спорта, то я уйду. Очень тяжело на любой старт выходить с мыслью, что ты обязан быть первым. И потом не только я могу устать выигрывать, но и зритель может устать от моих побед. Это большое искусство - уйти вовремя.

 

_____________________________

ГЛАВНАЯ : NEW : БИОГРАФИЯ : СТАТЬИ
ФОТОАЛЬБОМ : РЕЗУЛЬТАТЫ : ССЫЛКИ
ТВОРЧЕСТВО ПОКЛОННИКОВ
ФОРУМ : ГОСТЕВАЯ

 

Сайт управляется системой uCoz