ОДИНОЧНИК, ТЫ НЕ ОДИН!
Готовиться к Олимпиаде Евгению Плющенко помогают тренер, менеджер, врач, хореограф, композитор и скрипка за 4 миллиона долларов
"Советский спорт" 7 февраля 2006 Во время Олимпиады любой, даже далекий от спорта, человек превращается в болельщика. Все - от студентов до домохозяек - переживают за тех, кто отдает время и здоровье борьбе за высокие награды. Победителей возносят на пьедестал, о них говорят и помнят. Но за успехом любого спортсмена стоят усилия других людей - тех, кто во время соревнований чаще всего остается за кадром. Этим материалом мы продолжаем предолимпийскую рубрику "Герои невидимого фронта", начатую в номерах за 24, 27 и 31 января. Сегодня - речь о "команде Евгения Плющенко". ТРЕНЕР АЛЕКСЕЙ МИШИН. ПРОФЕССОР, КОТОРЫЙ УЧИТ, КАК ДЕРЖАТЬ ВИЛКУ Мишина в мире фигурного катания зовут уважительно: Профессор. И не только потому, что он возглавляет кафедру в Академии физической культуры имени Лесгафта, но и потому, что чуть ли не весь мир фигуристов-одиночников сейчас тренируется по его методикам. Швейцарец Стефан Ламбьель пару лет назад не мог сделать тройной аксель, не говоря уж о четверных прыжках, а в прошлом году стал чемпионом мира. "Научил на свою голову", - шутит Мишин. Однако задавать вопрос, кто его главный ученик, не имеет смысла. - Очень большая ответственность - управлять таким спортсменом, как Женя, - признается Мишин. - Раньше, когда я был молодым тренером, то легко давал указания. А сейчас, прежде чем дать Жене наставление, должен сто раз подумать. Динамика развития взаимоотношений между тренером и спортсменом вначале строится по формуле "Я - начальник, ты - дурак". А когда спортсмен начинает понимать и анализировать многие вещи, надо учитывать его точку зрения, знания, интересы. Функции Мишина не сводятся только к тренерским наставлениям. Когда Женя только-только перебрался из Волгограда в Санкт-Петербург, то жил в квартире у Мишина, который учил его всему - даже тому, как правильно держать вилку и ложку. До сих пор Профессор всюду возит с собой точильный камень и сам затачивает коньки своего ученика. "Мишин для меня - как второй отец", - не скрывает Плющенко. - Мишин может работать по 20 часов в сутки, - уверяет менеджер фигуриста Арарат Закарян. - Помню, однажды сидим мы в Испании, куда приехали на сборы с Женей, в кафе, обедаем. Вдруг Мишин, который только что говорил о чем-то нейтральном, задумывается. Берет салфетку, начинает что-то на ней считать. Пять минут, десять, двадцать. У меня даже аппетит пропал - что же там Алексей Николаевич придумал? Наконец, через полчаса говорит: "Я знаю, как сделать четвертый уровень сложности!" (Речь о сложности одного из элементов программы. - Прим. ред.) На чемпионате Европы в Лионе Плющенко завершил свою программу вращением четвертого уровня сложности. И упал на лед, победно раскинув руки. МЕНЕДЖЕР АРИ ЗАКАРЯН. ГОЛОС В ОБМЕН НА ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ Говорить о том, что Евгений Плющенко - популярная личность, наверное, не имеет смысла. Причем настолько популярная, что, находясь на другом конце земного шара, может услышать посреди ночи звонок: "Здравствуйте, а вы не хотите рекламировать нашу зубную пасту?". - Такие случаи на самом деле бывают, - говорит менеджер фигуриста Арарат Закарян. - Сейчас, правда, все реже и реже. Все-таки бизнес у нас становится более цивилизованным. Миссия Закаряна, которого в мире фигурного катания зовут просто Ари, - оградить Женю от всего, что не связано со спортом. Рекламные контракты, выступления в шоу, билеты, гостиницы, организация съемок и интервью - все на нем. - Я же сам какое-то время был журналистом, работал в американском журнале, брал интервью у звезд, например, Бережной и Сихарулидзе, - рассказывает Закарян. - Поэтому и стараюсь максимально помогать вашим коллегам. Но так, чтобы и Жене это было не в тягость. А до того Закарян был подающим надежды фигуристом. Катался в Питере у Алексея Мишина, выигрывал серебро на юниорском чемпионате СССР. Знакомство с тренером Закарян до сих пор вспоминает с улыбкой: - Дело было на базе в Цахкадзоре, в Армении. Приехали на сборы. Я наутро выхожу в халате, в тапочках... Чувствую, одним словом, себя как дома. Зовут меня то ли на тренировку, то ли на зарядку, не помню. И только я, такой весь вальяжный, попробовал возразить, как Мишин в двух словах быстренько объяснил мне что к чему. Через минуту я пулей вылетел из своего номера в кроссовках и спортивном костюме! Сила убеждения у Алексея Николаевича уже тогда была ого-го! После перелома ноги карьеру пришлось завершить. Затем была армия, Ленинградский балет на льду и отъезд в Америку, где лишь со временем удалось найти достойную работу. Теперь же, помимо Плющенко и Ирины Слуцкой, у Закаряна еще масса клиентов, причем не связанных со спортом. Однако на любых соревнованиях, где выступают его подопечные, Ари появляется неизменно. На чемпионате Европы в Лионе он так переживал за прокат Плющенко, что в последний день сорвал голос. И шепотом убеждал всех, что это - совсем небольшая плата за золотую медаль. ХОРЕОГРАФ ДАВИД АВДЫШ. ОТ "СЕКС-БОМБЫ" ДО "КРЕСТНОГО ОТЦА" "Что такое хореография? Это руки спортсмена" - сложно дать более емкое объяснение, чем это, услышанное однажды на каком-то соревновании фигуристов. Впрочем, Давид Авдыш с таким "простым" определением не соглашается - потому и работает с Плющенко едва ли не каждый день. Началось это сотрудничество еще шесть лет назад, и результатом его стали блестящие победы на чемпионатах Европы и мира 2001 года. В то время признанным мировым лидером по части хореографии считался Алексей Ягудин, и никто не ожидал, что в создании "сценического образа" 18-летний юноша Плющенко сможет переиграть своего более опытного конкурента. - Мы с хореографом стали больше в зале придумывать какие-то новые движения, выработали новый стиль катания, который, на мой взгляд, идеально мне соответствует. И эта работа дала плоды, - говорил тогда Плющенко. Даже люди, далекие от фигурного катания, до сих пор помнят знаменитую постановку "Секс-бомб", которую Женя представлял на показательных выступлениях еще накануне прошлой Олимпиады. Тоже работа Авдыша. Поражение в Солт-Лейк-Сити стало тяжелым ударом не только для Плющенко, но и для всей его команды. Давид Авдыш после этого ушел, как шутят в кулуарах, в "творческий запой", откликнувшись на предложение стать главным балетмейстером... Пермского театра оперы и балета. Впрочем, для Авдыша менять обстановку - дело привычное. Достаточно сказать, что он работал не только в театре или ледовых шоу, но также ставил программы Ларисе Долиной, Валерию Леонтьеву, Маше Распутиной, Филиппу Киркорову, натерпевшись от звезд нашего шоу-бизнеса по полной программе. На вопрос, станет ли он снова работать с Распутиной или Киркоровым, Авдыш делает круглые глаза и выразительно машет руками. А вот к Плющенко он вернулся не задумываясь. И теперь каждый день доводит до ума две его олимпийские программы, одну из которых - "Крестного отца" - знаменитая Татьяна Тарасова называет "самой удачной из программ Плющенко". - Но ведь и в самой удачной программе всегда есть что поправить, - хитро прищуривается Авдыш. КОМПОЗИТОР ЭДВИН МАРТОН. ЧТО ПОПРОСИТЬ У "ЗОЛОТОЙ РЫБКИ"? Эдвин Мартон прекрасно понимает, какая музыка нужна фигуристу и как следует вести себя перед публикой. Потрясающий "Крестный отец" в исполнении Плющенко - во многом его заслуга. - Я специально сделал такую быструю аранжировку музыки Нино Роты - чтобы публике было удобнее хлопать. Добился того, что зал гудел, - Мартону явно нравится разговор. - На самом-то деле никакого Нино Роты там нет, - вступает Мишин. - Есть молодежный бит, который нравится болельщикам. Эдвин долго пытался соединить куски этой музыки с другими произведениями. Не получалось. Тогда он взял тему любви из "Крестного отца", а остальное написал сам. - Раз восемьдесят пришлось переписать музыку, прежде чем она наконец стала ритмичной, заводящей публику, - скромно добавляет Мартон. Венгерский музыкант отлично говорит по-русски - восемь лет учился в Московской консерватории. Сейчас он едва ли не самый известный скрипач в мире. Его инструмент, "Золотая Рыбка", который он получил за победу на Всемирном конкурсе скрипачей, стоит четыре миллиона долларов! В этом нет ничего удивительного, если добавить, что сделал ее в 1698 году сам маэстро Страдивари. - Вот под эту скрипку мы с Женей и репетировали осенью 2004 года, - смеется Мартон. - Пять-шесть часов каждый день, так что он уползал от меня с квадратной головой. Квадратная голова после выступлений Мартона - большая редкость. Звук скрипки Страдивари намного ярче, чем звуки других инструментов. "Даже принцесса Бахрейна оценила, пригласила меня для концерта", - шутит Мартон. В Турине Мартон тоже выступит перед публикой - на показательных выступлениях, где под его "живую" музыку будут кататься Плющенко и Татьяна Тотьмянина с Максимом Марининым. Как он надеется, в ранге олимпийских чемпионов. Недаром же его "Рыбку" зовут "золотой"! ВРАЧ ВИКТОР АНИКАНОВ. НИ СЛОВА О ЗДОРОВЬЕ! Виктору Аниканову суждено было связать жизнь со спортом. Как иначе, если отец Иван Аниканов был выдающимся конькобежцем, 13 раз побеждавшим в чемпионатах страны? - Нет, молодой человек, сфотографироваться вы меня не заставите, - упирается Виктор Иванович. - Я-то в спорте поди с детства. Знаю, что врачу лучше в тени пребывать! Чем меньше ко мне внимания, тем лучше спортсмену. Аниканов-младший тоже пошел было по стопам своего отца и, прежде чем покинул спорт, успел получить звание мастера спорта по конькам. - Тяжело стало совмещать учебу с тренировками. Один сбор пропустишь, другой, а потом приходится вдвойне отрабатывать. А я уже тогда о здоровье задумывался, - усмехается Аниканов. Сейчас Аниканов задумывается о здоровье всей нашей олимпийской сборной по фигурному катанию. Но рассуждать об этом не любит. - Здоровье - оно тем крепче, чем меньше о нем говоришь. Ни у кого нет никаких проблем! - к этому ответу нашего врача, который поедет на свою десятую (!) Белую Олимпиаду, привыкли уже все журналисты. И только спортсмены могут рассказать о том, что для них делает человек, дежурящий у бортика с небольшим чемоданчиком-аптечкой. - Даже если Док даст мне в ложке простой воды и скажет, что меня это вылечит, допустим, от гриппа, я ему поверю. И выздоровею, - говорит Плющенко. - Такая способность одним словом успокоить спортсмена - настоящий дар, - добавляет Закарян. В этом году Плющенко по совету врача сократил число своих выступлений до минимума, представ перед зрителями лишь на одном этапе "Гран-при" - в родном Петербурге. - Слишком много перелетов было в прошлом году, причем каких: Канада, Япония, Китай! - доктор повышает голос и качает головой. - Вот и не выдержал организм. (Летом Плющенко перенес две операции на паховых кольцах. - Прим. ред.) А силы-то надо беречь. Они для другого дела нужны... На этом Виктор Иванович замолкает. Но понять, о каком деле он говорит, несложно. От Плющенко в Турине все ждут одного - победы. Главное - не перегореть.
ФОТОАЛЬБОМ : РЕЗУЛЬТАТЫ : ССЫЛКИ ТВОРЧЕСТВО ПОКЛОННИКОВ ФОРУМ : ГОСТЕВАЯ |