Для полного счастья оставалось всего лишь выиграть Олимпиаду. "Всего лишь"... К тому времени Плющенко уже настолько приучил всех к своим победам, что большинству журналистов (да и зрителей) казалось - ему достаточно приехать на соревнования, предъявить удостоверение личности - и можно подставлять шею под золотую медаль. Между тем, спорт оставался спортом, а Женя - живым человеком, которому нужно было каждый раз все доказывать заново. И каждый следующий раз был отнюдь не легче предыдущего... Олимпийский сезон не задался с самого начала. Обострились травмы. Собственно, они были всегда - Евгений, как и большинство спортсменов, вряд ли сможет припомнить хотя бы несколько недель подряд за всю карьеру, когда бы у него ничего не болело. Вопрос всегда был только в том, можно ли с "этим" кататься ("нельзя" - это когда кровь на льду, гипс и костыли - бывало и такое). Но чаще всего он катался, хотя иногда это было весьма и весьма непросто. Сезон 2001-2002, к сожалению, был "урожайным" - пах, колени, спина - и на подготовке это сказывалось не лучшим образом. Он терпел и работал - и даже готовил новые элементы, в том числе четверной лутц, который и попытался исполнить на "Cup of Russia". Не удалось. Но это, как потом выяснилось, были еще цветочки - настоящие проблемы начались, когда судьи не приняли его новую произвольную программу - "Жизнь артиста", сочтя ее "непонятной". Крайне спорное второе место в Финале Гран-При явно должно было обозначать - "будь проще". Было отчего задуматься - до Олимпиады оставалось меньше двух месяцев. И Евгений с тренером приняли решение - неожиданное, почти авантюрное: создать новую программу за невозможно короткий срок. И что самое интересное - авантюра почти удалась. Удалась, потому что, пропустив чемпионат Европы, Плющенко приехал в Солт-Лейк-Сити с новой произвольной программой - эффектной "Кармен". А "почти" - потому что, как известно, Евгений проиграл Олимпиаду на первых же секундах короткой, упав с четверного тулупа. Позже только ленивый не выдвинет собственную версию, почему это произошло. Считайте нас ленивыми - мы просто констатируем факт. Что случилось, то случилось, Олимпиада, особенно первая в жизни - суровое испытание, и человеческий фактор распространяется даже на чемпионов. В общем - четвертое место после короткой (см. абзац "Ницца"), и одному Жене известно, как он настраивал себя на выход в произвольной. Налицо только то, что настроиться ему удалось - откатался он очень достойно, исполнив к тому же некоторые новые элементы (в частности, пусть и с помаркой - каскад четверной тулуп-тройной тулуп-тройной риттбергер, который до сих пор никому не удалось повторить). Евгений стал в итоге серебряным призером. Тоже большой успех - и можно было бы даже поверить в то, что он и сам очень рад - если бы не глаза 19-летнего вице-чемпиона... Впрочем, глаза глазами, а в остальном Плющенко, как всегда, держался - как и тренер Мишин, не упустивший, между прочим, случая заметить, что на олимпийском пьедестале стояли сразу два его ученика, бывший и нынешний. Команда намеревалась отчасти взять реванш на чемпионате мира - вот только Женины травмы обострились настолько, что не то что кататься, а и ходить уже было трудно, и сезон ему пришлось завершить досрочно - в кабинетах врачей. Но пришел новый сезон - и он начал все сначала. Ушел в профессионалы Алексей Ягудин - и самые ехидные предрекали, что без своего старого соперника Плющенко разучится соревноваться. Не тут-то было - Женя в полной мере продемонстрировал, что в фигурном катании он величина не относительная, а абсолютная. Первую победу он одержал еще до начала сезона, уговорив тренера взять для произвольной программы музыку Игоря Корнелюка из сериала "Бандитский Петербург" - что, если знать Мишина и его музыкальные пристрастия, наверняка было непростой задачей. Сам Корнелюк сделал для Плющенко оригинальную аранжировку, и, надо сказать, программа удалась на славу и к тому же оказалась к месту - потому что Женя ее посвятил юбилею любимого города (как он сам скромно заметил - "это мой подарок Питеру"). Короткую предложил Мишин - и тоже не прогадал, потому что "Адажио" Альбинони в постановке В. Михайловского (ученика самого Эйфмана), стало одной из лучших и самых глубоких Жениных программ. Итак, Плющенко вновь был во всеоружии - и он страстно желал вернуть себе утраченные в прошедшем сезоне позиции. Соперникам это не предвещало ничего хорошего... И не зря - ведь им опять ничего не досталось. Семь побед, одна дороже другой - таков был результат его сезона. Чемпионат Европы, Финал Гран-При (проходивший в Санкт-Петербурге, где лишний раз стало ясно, КАК же любит Женю его город! Катание на "шестерки" и безумный восторг переполненных трибун - вот чем запомнились те соревнования), и, наконец, чемпионат мира - где Евгению пришлось бороться не только с соперниками, но и с собственной усталостью, накопленной за весь сложный сезон, и c обострившейся травмой колена. Он справился - и уже в ранге действующего чемпиона мира вернулся в Петербург, где стал "гвоздем программы" ледового шоу, приуроченного к 300-летию города. И с тем, что подарок пришелся Питеру по душе, спорить явно не приходилось... Весь следующий сезон стал для Плющенко сплошным преодолением. Сначала он серьезно повредил правое колено, и эта травма потом еще долго не давала ему покоя, напоминая о себе болью в самый неподходящий момент. Из-за нее и подготовка пошла не по плану, и новые четверные - лутц и сальхов - опять пришлось отложить до лучших времен. Но тем не менее Женя смог набрать хорошую форму и подготовить две прекрасных программы: его темпераментное "Фламенко" отличалось сложнейшими дорожками шагов, а произвольная, "Нижинский", стала еще одним ледовым шедевром. Посвятить соревновательную программу легендарному танцовщику само по себе было интереснейшей задумкой, к тому же над ее воплощением в жизнь работала по-настоящему "звездная" команда: музыку написал один из Жениных друзей, талантливый венгерский скрипач и композитор Эдвин Мартон, а хореографом стал солист балета Эйфмана Юрий Смекалов. Зрители сразу же приняли "Посвящение Нижинскому" "на ура". И все бы хорошо - да только это был сезон, когда впервые опробовалась на практике новая судейская система. И именно Плющенко в числе первых довелось прочувствовать на себе все ее "прелести". Не беремся утверждать, что новая система плоха. Заметим только, что вводили ее главным образом затем, чтобы сделать судейство в фигурном катании более объективным, но на практике выяснилось - если "поверить алгеброй гармонию", разобрать катание спортсмена по винтикам, прибавить шаги к прыжкам и технику к артистизму, то полученная в сухом остатке сумма баллов все равно непостижимым образом отражает всю субъективность мнения конкретной судейской бригады (вот только виноватых уже не найти). К тому же неразберихи явно прибавилось... Евгению ввод новой системы стоил честно заработанной золотой медали Финала Гран-При - в произвольной его "угораздило" нечаянно прибавить к тройному акселю "незаявленный" прыжок, в результате чего получился каскад, третий по счету в программе - а три каскада по новым правилам было прыгать не положено. Женю с его великолепным прокатом наказали за "провинность"вторым местом, а первое отдали фигуристу-середнячку Эмануэлю Сандю, главная заслуга которого состояла как раз в том, что он ничего не нарушил (к слову сказать, в следующем сезоне ISU все же "дозволит" исполнять в произвольной три каскада - и не в последнюю очередь благодаря Плющенко, пострадавшему во имя прогресса). Чемпионаты России, Европы и мира судили еще по старой системе - но и там Евгению не пришлось вкусить легкой жизни. Национальное первенство он выиграл, несмотря на мучившую его боль в колене - дело было в Питере, и, естественно, главный питерский фигурист просто не мог ударить в грязь лицом. И потому заработал в общей сложности 16 "шестерок" - рекорд даже для него! А вот Европа ему на сей раз не покорилась. Несколько падений в произвольной - и Евгений остался вторым. Он мог бы сослаться на травму, но не стал, сформулировав причину неудачи спокойно и по-мужски - "сам виноват". В прессе ему устроили такой разгром, как будто он не просто занял второе место (что вообще-то смертным грехом для спортсмена не является), а, по меньшей мере, сдал Москву неприятелю - но если Плющенко это и задело, то виду он не подал. Да и некогда ему было зачитываться заметками о себе - нужно было работать, работать и работать. Впереди был очередной момент истины - чемпионат мира в Дортмунде. Накал страстей в мужском одиночном катании там оказался таким, что не упомнят и старожилы. В произвольной программе спортсмены двух последних разминок, словно сговорившись, один за другим выступали безупречно. Соперники Евгения "напрыгали" такое количество четверных и прочих прыжков, что казалось - обойти их уже просто невозможно. Но последним на лед вышел сам Плющенко, для которого сделать невозможное означает всего лишь сделать то, что он делает всю жизнь, - и титул достался ему. Увидев оценки, обычно сдержанный Женя наконец дал волю эмоциям (и восхищенным взорам болельщиков предстало кратковременное, но бурное стихийное явление, получившее название "победный крик Плющенко"). Правда, к большому сожалению, окончание сезона оказалось все же не совсем оптимистичным - все нагрузки, травмы и волнения не прошли даром для Жениного здоровья, и в середине мая он оказался в реанимационном отделении одной из московских больниц с диагнозом "двусторонняя пневмония и отит". Трудно было даже узнать в усталом, больном молодом человеке, две недели спустя сошедшем на перрон питерского вокзала, "того самого Плющенко" - но те, кто хоть что-то понимал в его характере, не сомневались - вскоре он поправится и вновь станет самим собой. Так и произошло. Новый сезон Женя начал с выполнения обещания,
данного болельщикам еще весной. А пообещал он ледовое шоу в Петербурге
при активном участии самого себя. В итоге получился самый настоящий
бенефис, первый в истории российского фигурного катания. Тот факт, что
бенефицианту еще не сравнялось и 22-х лет, не смутил никого, не говоря
уже о нем самом. Что ни говори - заслужил, к тому же для действа был
прекрасный повод - десятилетие "творческого дуэта" в составе: Алексей
Николаевич Мишин (он же Папа Мишин, он же АНМ, он же Профессор,
надежда и опора) и сам Евгений Викторович Плющенко (для посвященных -
Плющ, Plushy, Женя, Женечка и Лучезарный). Правда, точнее будет
назвать этот дуэт - "трио": те же и Санкт-Петербург (первая скрипка).
Ну, как бы то ни было, счастливчики, сумевшие побывать на празднике
под названием "10 лет вместе" до сих пор сочувствуют всем остальным,
не знающим, что такое настоящее "шоу Плющенко". Правда, свой главный
козырь - новую произвольную программу - Женя тогда припрятал, мудро
решив - "не все сразу"... Позже выяснится, что на этом та часть
сезона, которой суждено было пройти точно по сценарию, закончилась - а
дальше начнется сплошная импровизация. Дело в том, что у Евгения с
тренером был свой план подготовки. Из-за проблем со здоровьем два из
трех этапов серии Гран-При, на которые Плющенко был ранее заявлен,
решено было пропустить, а вместо этого он должен был постепенно
набирать форму, спокойно и без лишних перегрузок "обкатывая" новые
программы в ледовых шоу, с тем, чтобы выйти "на пик" к главным стартам
сезона - "титульным" чемпионатам Европы и мира. Тактика, обычная в
фигурном катании (и не раз приносившая свои плоды). Но, как говорится,
жизнь внесла свои коррективы. Сначала "возникли" организаторы
японского этапа Гран-При, посчитав, что из-за "неявки" российской
суперзвезды они заработали меньше денег, чем им бы хотелось. Японцы
пожаловались Жениному начальству - ISU, а начальство, раздраженное
тем, что с Гран-При тогда снялись многие известные спортсмены - Мишель
Кван, Саша Коэн, Тимоти Гейбл - не замедлило принять меры. Только
почему-то исключительно к Плющенко (такова уж его планида - быть "One
and Only"). В итоге Женя, который не нарушил никаких правил и
заблаговременно предупредил обе Федерации фигурного катания,
международную и российскую, о своих планах, а потому не ожидал
никакого подвоха, внезапно угодил "под раздачу": за четыре часа до
начала ледового шоу "Art on Iсe" в Праге, на которое были проданы все
билеты, он получил от ISU запрет выходить на лед под угрозой
дисквалификации. Это уже само по себе было сюрпризом не из приятных, а
Жене, кроме того, еще и пришлось выйти на сцену и лично объявить
собравшимся зрителям о том, что кататься он не будет, причем ему
запрещено было даже объяснить причину. В результате он оказался "меж
двух огней": с одной стороны - полный зал, впервые в его жизни крайне
недовольный его действиями, а с другой - не менее рассерженные
организаторы шоу, угрожающие подать на него в суд. В общем, ни за что
ни про что Евгению Плющенко, спортсмену с на тот момент безупречной репутацией,
пришлось пережить грандиозный скандал, но выдержал он его с
достоинством, и о том, каким испытанием стало все случившееся для
гордости, можно было только догадываться по фразе, обороненной им
вскоре в одном из интервью: "Знаете, в этой жизни я уже ничего не
боюсь..." (Вот только стоило ли искушать судьбу такими словами? )
Сезон тем не менее продолжался, и на очереди был "Cup of Russia".
Собственно, Плющенко-спортсмену эти соревнования были не очень-то и
нужны, но Плющенко-патриот не счел себя вправе отказаться от
выступления в Москве и выиграл, несмотря на очередное обострение
старых травм. И тут выяснилось, что он опять "попал" - в Финал
Гран-При. В том смысле, что даже победы на одном этапе и полученных за
нее 12-ти баллов неожиданно оказалось достаточно, чтобы отобраться в
шестерку лучших. В его планы это попадание не входило - но поехать
пришлось, поскольку отказ грозил ему куда большими неприятностями.
"Этапированный" в Финал Плющенко выразил накопившиеся в нем за
последнее время сложные чувства по-своему: он не просто выиграл, а
лишний раз убедительно продемонстрировал, кто на льду хозяин. Его
вызывающе безупречное выступление под девизом "сами напросились" не
оставило соперникам ни малейшего шанса не то что на победу, а хотя бы
на достойную борьбу. Евгений "ушел в отрыв" еще в короткой, блестяще
исполнив свою изысканную "Лунную сонату", а о его произвольной,
"Крестном отце", и до этого ходили легенды (если бы в фигурном катании
тоже давали "Оскаров" - то постановка Сергея Петухова под музыку
Эдвина Мартона безусловно заслужила бы их по всем номинациям).
"Вендетта в одном акте", "сицилианская атака", боевик, драма и
героический эпос одновременно - программа смотрелась на одном дыхании
и как нельзя лучше раскрывала возможности своего гениального
исполнителя. Эффект, который Плющенко произвел своим прокатом
произвольной на Финале Гран-При, можно описать одной фразой "...и
летели наземь самураи под напором стали и огня". Его отрыв от
серебряного призера оказался просто неприлично большим - почти 37
баллов, а общий результат - 251, 75 - стал абсолютным рекордом с
момента ввода новой судейской системы и по сей день. Правда, победа
отняла много сил, и вскоре по возвращении домой Женя снова приболел,
но на чемпионате России тем не менее выступил. Может быть, это было
непрактично - но так уж устроен фигурист Плющенко, что он скорее
рискнет своим здоровьем, чем репутацией в глазах любимых российских
болельщиков. Он порадовал их очередной победой на родине - но сам
после этого долго не мог восстановить силы. И через две недели приехал
в Турин на чемпионат Европы заметно уставшим. Короткую программу он
откатал "через не могу", и даже оказался по ее результатам на втором
месте. Лидер, прошлогодний чемпион Европы Брайан Жубер, уже
прикидывал, как будет смотреться золотая медаль на его новом костюме,
но у Плющенко были на этот счет свои соображения. Он собрал волю в
кулак, вышел на лед и показал амбициозному французу, а заодно и всем
остальным, как нужно бороться и побеждать. Наградой Жене за эту битву
с самим собой стал его четвертый титул чемпиона Европы. Но не зря
древние римляне, знавшие толк в спортивных состязаниях, заставляли
своих победителей пить вместо вина отвар полыни - чтобы те не
забывали, что в каждой победе есть доля горечи... В этой победе ее
оказалось слишком много. Потому что именно на этом чемпионате,
исполняя "бедуинский" прыжок, Женя получил травму паха, которая
впоследствии оказалась очень серьезной и мучительной. А у него было
всего полтора месяца до чемпионата мира, впервые за долгие годы
проходившего в России, в Москве, где на его победу не просто надеялись
- рассчитывали. Хуже ситуации для спортсмена просто не придумать... С
такими травмами шутки плохи - и Евгений быстро лишился формы и сил, но
сдаваться был не намерен, и продолжал работать, насколько это было
возможно (и сверх того). И, несмотря на боли, настолько сильные, что
врачи подозревали надрыв паховой мышцы, на чемпионат он все же
приехал. Многие потом недоумевали - зачем? К чему весь этот героизм,
если можно было просто плюнуть, сказать - да разбирайтесь вы сами, и
смотреть соревнования, не вставая с дивана? Да затем, собственно, что
он - Плющенко! Который не был бы самим собой, если бы не его чувство
долга и потребность драться до последнего. Есть замечательный девиз:
"делай, что должен, и будь, что будет". И Женя ему последовал - как он
всегда это делал. Чего ему стоили эти несколько дней - трудно даже
представить. Он смог выиграть квалификационный раунд в своей группе -
хотя во время проката у него, в довершение всех бед, "защемило" спину
и к концу программы он просто задыхался от боли. Но зрителям он понять
этого не позволил - все, что заметили неискушенные болельщики - это
то, что их любимец немного не в форме. Но плохие новости
распростарняются быстро, и на следующий день за выступлением Евгения в
короткой программе, затаив дыхание, наблюдала вся страна. Инъекции
анестетиков смогли немного ослабить боль, но чуда не произошло - с
четверным прыжком Жене все же справиться не удалось. Но стоило видеть,
КАК он откатал всю остальную программу - этот гордый "варяг", не
желавший пощады! Можно было только в очередной раз восхититься силой
его духа... И в кисс-энд-край он не страдать будет, а успокаивать в
камеру тех, кто за него переживал: "Все хорошо. Все нормально..."
Жене очень хотелось довести этот бой до конца - и он до последней
минуты надеялся, что сможет выступить в произвольной. Но состояние его
настолько ухудшилось, что у него уже не было ни малейшей физической
возможности достойно соревноваться. И ему пришлось объявить о своем
снятии с чемпионата. Более того - в кулуарах и за их пределами откровенно говорили: это
конец Плющенко как фигуриста. Травмы паха у фигуристов лечатся плохо, не
одному чемпиону пришлось досрочно завершить из-за них карьеру. Он не
восстановится. Он никогда не будет прежним. О грядущей Олимпиаде в
Турине можно забыть. Но... те, кто так говорил, забыли, с кем имеют
дело! Этому спортсмену было не привыкать "возрождаться из пепла" (и
всякий раз "возрожденный" Женя оказывался еще лучше прежнего). Плющенко
- это звучит гордо, и он должен был вернуться, чтобы снова буревестником
реять надо льдом, сводить с ума девушек, знакомить соперников с "матерью
Кузьмы" и делать судьям предложения, от которых они не смогут
отказаться. Он еще должен был всем показать и доказать... Его ждал
новый сезон. Сезон 2005-2006 был, пожалуй, одним из самых непростых в Жениной карьере. Это сейчас уже все позади, но оглядываешься назад и каждый раз удивляешься, сколько же трудностей поджидало его на пути к заветной Олимпийской золотой медали и как стойко он с ними справлялся. Весна-лето 2005 выдались на редкость щедрыми на события. Жене пришлось перенести серьезную операцию, которая длилась целых 2 дня, потом был долгий и тяжелый период реабилитации, а в июне произошли перемены в личной жизни - Евгений женился на студентке социологического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета - Марии Ермак. Многие в этот непростой период отвернулись от Жени, мол, после такой операции надо очень долго восстанавливаться и еще неизвестно, сможет ли он вернуться к былой форме... Сезон 2006-2007 может по праву считаться годом новых проектов и экспериментов. Женя попробовал себя в роли ведущего в проектах "Звезды на льду" и "Властелин горы", вступил в партию "Справедливая Россия" и был избран в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, запустил новый проект "Yatalent.com" и принял активное участие в подготовке и презентации заявки г. Сочи на проведение Зимних Олимпийских Игр-2014. Насколько эти начинания были удачными? - здесь, наверное, трудно дать однозначный ответ. Сезоны 2007-2008 и 2008-2009 мало чем отличались друг от друга. Евгений изображал политика (не слишком правдоподобно), пытался открывать школы им. Себя (без особого успеха), вышагивал по подиуму, работал на телевидении, вёл активную светскую жизнь, изредка выступая в ледовых шоу и периодически давая интервью на тему "Я уже вернулся!" Это позволило ему заработать репутацию "Человека, Который Всех Достал". К своим официальным титулам он прибавил ещё один неофициальный - "Чемпион Европы по катанию на пластике", когда в компании Димы Билана и Эдвина Мартона занял 1-ое место на конкурсе "Евровидение-2008". Вопросы "Зачем фигурист на конкурсе песни?" и "Должен ли олимпийский чемпион идти в подтанцовку?" бурно обсуждались, но, как водится, остались без ответа…
ФОТОАЛЬБОМ : РЕЗУЛЬТАТЫ : ССЫЛКИ ТВОРЧЕСТВО ПОКЛОННИКОВ ФОРУМ : ГОСТЕВАЯ
|